Для простоты и большего удобства завинчивания постоянно создается новый крепеж, так и появилась рым-гайка, которая обладает целым рядом преимуществ. В статье мастер сантехник расскажет о рым-гайках и их назначении.
Особенности конструкции
Что такое гайка и какую роль она выполняет, знают все. Но далеко не каждый осведомлен в значении слова "рым", и каким образом его можно отнести к данному крепежному элементу. Итак, начнем с определений. Гайкой называется металлическое крепежное изделие с резьбой, которое навинчивается на болт, шпильку либо винт и таким способом образует надежное соединение. Рым в переводе с нидерландского означает кольцо. Оно может иметь различную форму, быть круглым, эллипсовидным и т. д. Собрав два этих определения, получим кольцо с резьбовым соединением, благодаря которому можно зафиксировать элемент в нужном месте. Более доступным языком - данный крепеж представляет собой монтажное кольцо в совокупности с гайкой.
В принципе, конструкция этого изделия не представляет собой ничего сверхсложного. В основании находится сквозное отверстие с метрической или же дюймовой резьбой. В него вкручивается крепежный элемент стержневого типа и благодаря такому сочетанию получается надежная фиксация. Самое главное, чтобы совпадали диаметр и резьба болта, шпильки или иного используемого крепления с аналогичными параметрами рым-гайки.
Материалы для производства
На изготовление рым-гайки ГОСТов в России нет. Они выпускаются согласно мировому стандарту DIN582 из прочных материалов:
- Углеродистой стали марок С1030 и С1045;
- Нержавеющей или высоколегированной стали марок 304 (А2) и 316 (А4);
- Если это цветные сплавы или металлы, подойдут латунь, бронза кремниевая, титан и алюминий.
Крепежи, которые производят из сталей стандартных марок, обязательно покрывают антикоррозийным покрытием.
Классификация
Размеры гаек устанавливаются также по стандартам DIN582. На боковой части кольца рым-гайки наносится маркировка, в которой указана информация о размерах, материале и заводе-изготовителе.
Размер резьбовой поверхности варьируется и может быть М6, М8, М10, М12, М16, М18, М20, М24, М26, М30, М36, от М42 до М48. А также выпускают метизы нестандартных размеров, например, М4, М5, М7, М22, М27, М33, М39, М39х2, М100. По DIN такие параметры не рекомендуется изготавливать, и приобрести их можно только на заказ. Самыми распространенными стали метизы с размерами М8-М16.
А также гайки классифицируются:
- По виду кольца – круглой формы, овальной или в форме закругленного прямоугольника;
- По размеру втулки – низкая или высокая (удлиненная);
- По нагрузке – несиловые и силовые;
- По типу резьбы – с мелкой метрической резьбой, то есть когда размер указан в миллиметрах, или с дюймовой резьбой, соответственно, здесь размер будет в дюймах.
Дюймовая размерность впервые начала набирать популярность в Соединенных Штатах и Великобритании, в то же время в Европе и Азии распространенной была метрическая система. Соответственно, появилась проблема с совместимостью различного рода крепежей. В дальнейшем Великобритания приняла метрическое измерение, отказавшись от дюймового.
По внешнему виду отличить американскую систему измерения резьбы от метрической невозможно, так как угол профиля у них идентичен – 60 градусов. Различить возможно по маркировке: в метрической системе класс прочности обозначается цифрами, в дюймовой – линиями. Крепежи с разным типом резьбы никогда не будут взаимозаменяемыми, так как при свинчивании в конструкции образуется зазор или промежуток. Единственная трудность, возникающая во время монтажа рым-гайки – это правильное соединение двух элементов.
По виду головки рым-гайки она может быть трех модификаций:
- А – головка в форме петли;
- В – силовой вариант, увеличенная головка;
- D – уменьшенная головка.
Сферы применения
Рым-гайки позволяет использовать ее в широком спектре различных производственных и бытовых областей.
Они используются:
- В строительстве (чаще всего особую роль играют при выполнении высотных работ);
- В судостроении;
- В производстве автотранспорта (например, при помощи такого крепежа можно отбуксировать неработающий автомобиль);
- В промышленности;
- В быту;
- В сельском хозяйстве.
Несмотря на то, что многие люди скептично настроены по отношению к несущим способностям подобных крепежных элементов, рым-гайки с легкостью могут справляться практически с любыми задачами. Важно лишь правильно подбирать грузоподъемность. Номинальная грузоподъемность подобных гаек является достаточно высокой, но существует ряд ограничений, связанных с направлением нагрузки, которые следует учитывать. В остальном, рым-гайка способна составить конкуренцию любому крепежному приспособлению.
По международному стандарту для рым-гаек устанавливается не предельная, а разрушающая нагрузка, то есть, когда с деталью начинают происходить необратимые изменения. Это два разных определения, поэтому при расчетах, значение грузоподъемности уменьшается на 60%.
Выбирая рым-гайку, нужно учитывать область, в которой она будет эксплуатироваться, и как долго, какой вес будет у груза, какие правила безопасности предусмотрены.
Выбирать гайку желательно вместе с винтом или шпилькой, для того чтобы сверить размер и шаг резьбы – правильно подобранные крепежи сделают конструкцию или механизм надежным и долговечным. Прочность их также должна быть идентична, но допускается более высокая прочность гайки, но не наоборот. Если шпилька будет прочнее, во время закручивания, может произойти срыв резьбы рым-гайки.
Видео
В сюжете - Что такое Рым-болт и Рым-гайка
В продолжение темы посмотрите также наш обзор Самоконтрящиеся гайки — особенности и сферы применения
Буду знать спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию.
ОтветитьУдалитьСпасибо за обзор.
ОтветитьУдалитьПохожа на перстень и отверстие под камушек имеется:))
ОтветитьУдалить