Ни одна трубопроводная система не может обойтись без важнейших элементов трубопроводной арматуры, предназначенных для перекрытия и регулирования потока рабочей среды. К ним относятся задвижка и вентиль. Многие считают, что вентиль - это задвижка только меньшего размера, но на самом деле это разные элементы трубопроводной арматуры, имеющие существенные конструкционные отличия, которые определяют особенности их эксплуатации. Между ними много общего, но, тем не менее, это разные устройства, которые отличаются друг от друга как конструктивно, так и функционально. Каждый элемент арматуры выполняет свою задачу по-разному. Чтобы вам было проще выбрать нужное устройство, мастер сантехник расскажет об основных отличиях задвижки от вентиля.
Общие свойства
Вентиля и задвижки – два основных элемента, чаще всего используемых на промышленных трубопроводах. Без них сложно себе представить любую систему снабжения более-менее крупных размеров.
Задача такого оборудования проста – дать человеку возможность контроля над движением и состоянием транспортируемой жидкости внутри труб.
Многие люди несознательно путают вентиля и задвижки. Одни говорят, что между ними нет разницы, другие же наоборот, приписывают каждому инструменту несуществующие свойства. Правда, как всегда, находится посередине. Вентиля и задвижки действительно отличаются друг от друга, но есть у них и сходства.
Задвижка
Задвижка — деталь для перекрытия проходного отверстия. Бывают шиберными, шланговыми, клиновыми и параллельными, что обусловлено особенностью конструкции.
Элементы задвижки:
- Корпус из чугуна, стали, латуни,
- Крышка корпуса из того же материала, что и корпус,
- Запор (клин, шибер, диски),
- Шпиндель (шток на резьбе) выдвижной или вращаемый,
- Маховик или редукторный привод (для автоматического управления).
Достоинства и недостатки
Основным отличием задвижки является ее низкое гидравлическое сопротивление, что особенно ценно применительно к магистральным трубопроводам, где важны низкие энергетические потери при прокачивании жидкостей и газов на значительные расстояния.
К минусам данного устройства относят:
- Значительную строительную высоту (за счет выдвижного шпинделя);
- Большое требуемое время на закрывание и открывание;
- Изнашиваемость уплотнительных элементов в процессе эксплуатации;
- Опасность заклинивания при загрязнении, низких рабочих температурах.
В трубопроводах чаще всего устанавливаются полнопроходные устройства, у которых диаметр проходного отверстия равен диаметру трубы, но в некоторых случаях используют суженные задвижки для снижения износа уплотнителей.
Видео
В сюжете - Принцип работы задвижки
Вентиль
Запорное устройство для систем различного назначения, в котором проходное отверстие перекрывается с помощью клапана.
Элементы конструкции:
- Корпус вентиля может быть выполнен из чугуна, стали, бронзы;
- Седло для запорного клапана;
- Сам клапан со шпинделем на резьбе;
- Рукоять для вращения.
В качестве запорного элемента используется клапан, который прилегает к седлу параллельно движению рабочей среды и разделяет ее поток под прямым углом, сужая проходные отверстия. При этом сопротивление только усиливается, что создает дополнительную механическую нагрузку на запорную арматуру.
Достоинства и недостатки
Вентили имеют следующие плюсы:
- Короткий ход шпинделя при полном закрывании затвора;
- Лучшие условия обеспечения герметичности перекрытия потока;
- Минимальный износ трением уплотнений.
К существенным недостаткам относятся:
- Большое гидросопротивление, что значительно повышает энергозатраты на прокачку среды, и требуемое давление в трубопроводе;
- Ограниченный проходной диаметр, что не позволяет их применение на трубопроводах большого сечения;
- Наличие застойных зон, в которых скапливаются загрязнения.
По хозяйственному значению, различаются:
- Вентиль водопроводный (вентиль для воды);
- Газовый вентиль распределительной сети;
- Вентиль на газовый баллон, и др.
Видео
В сюжете - Принцип работы вентиля
В чем принципиальное отличие устройств
Функциональные и конструктивные отличия вентиля от задвижки:
- Вентилем можно регулировать поток в системе, задвижка же находится в двух состояниях: открытом и закрытом.
- Запорный элемент в задвижке движется перпендикулярно движению рабочей среды, в вентиле — параллельно. Поэтому задвижка — более прочное и надежное устройство.
- Задвижка быстрее изнашивается.
- Вентиль стоит дороже, особенно его полнопроходный вариант.
Что лучше, задвижка или вентиль
При всей их внешней схожести, разница между вентилем и задвижкой (в их инженерном понимании) заключается именно в способе запирания потока относительно его направления (параллельно и перпендикулярно, соответственно). Из этого вытекает различие свойств этих типов запорной арматуры, и отличие сфер их применения. Таким образом, постановка вопроса «что лучше?» является как минимум некорректной. Для каждого из этих типов в трубопроводном хозяйстве предусмотрено его особое место, где наиболее полным образом раскрываются его характеристики.
Видео
В сюжете - Все виды трубопроводной арматуры
В продолжение темы посмотрите также наш обзор Чем отличается шаровой кран от вентиля
Спасибо за обзор буду знать.
ОтветитьУдалитьБуду знать.
ОтветитьУдалитьИнтересно как всегда.
ОтветитьУдалить