Запорная арматура – это устройства, предназначенные для перекрывания или создания пропускного режима для потока горячей или холодной воды в системах отопления, холодного/горячего водоснабжения, водоочистки, водоподготовки и канализации. Устройства могут создавать пропускной режим для потока либо полностью перекрывать движение воды. В статье мастер сантехник расскажет о муфтовом вентиле.
Вентиль муфтовый – это вид запорной арматуры, применяется для регулирования потока рабочей среды. Данное устройство может выполнят сразу несколько функций: регулирующую, запорную, комбинированную (регулирующе-запорную).
В зависимости от уровня герметичности, запорно-регулирующий вентиль может принадлежать к одному из 4-ех классов:
Классификация соединения
В зависимости от способа соединения с трубопроводом арматура подразделяется на:
В зависимости от уровня герметичности, запорно-регулирующий вентиль может принадлежать к одному из 4-ех классов:
- А – арматура с полным отсутствием протечек;
- В – протечки не превышают 0.0006 см3/мин;
- С – протечки не более 0.0018 см3/мин;
- D – не более 0.006 см3/мин.
Классификация соединения
В зависимости от способа соединения с трубопроводом арматура подразделяется на:
- Фланцевую — выполняется с помощью метизных деталей (фланцев) и болтовой стяжки. При таком способе соединения возможна неоднократная сборка и разборка этих мест для проведения ремонта или техобслуживания;
- Муфтовую — применяются муфты с внутренней резьбой или гладкие под приварку. Такой способ соединения используют для систем трубопроводов из любых материалов с давлением среды не выше 16 атм;
- Цапковую — арматура для стыковки с трубами имеет специальные патрубки с наружной резьбой;
- Штуцерную — применяется для устройств сверхмалых и малых диаметров. Представляет собой резьбовую пару — присоединительные патрубки с наружной резьбой и накидные гайки, с помощью которой изделие притягивается к трубопроводу. Уплотняется данный вид соединения с помощью прокладки или раструбным способом, когда штуцер изготовлен с конусом на конце, а труба плотно на нём обжимается;
- Под приварку — элементы стыкуются с помощью сварки в раструб или встык. Данный способ обеспечивает максимальную герметичность соединений и применяется для сооружения трубопроводов, транспортирующих опасные среды.
При производстве запорных устройств применяются несколько групп материалов, каждая из них выполняет определённые задачи: материалы для изготовления корпусных деталей, обеспечивающие непроницаемость соединений узлов и деталей, снижающие силу трения между ними. Основанием для выбора производителем сплава металла корпуса являются характеристики рабочей среды, устойчивость к коррозии, прочность и литейные свойства.
Латунные вентили
Вид запорно — регулирующих устройств, применяемых для включения, выключения и регулировки потока жидкости в системах водоснабжения различных объектов. Для изготовления корпусных деталей используется латунь марки ЛЦ40Сд, которая наделяет их:
- Высокой коррозийной стойкостью;
- Устойчивостью к резким перепадам температур;
- Способностью работать в системах с большим значением рабочего давления.
Одним из самых распространённых корпусных материалов запорной арматуры является чугун. Он относится к тяжёлым материалом с высоким содержанием углерода и обладает следующими преимуществами:
- Хорошей твёрдостью;
- Низкой ценой;
- Отличными литейными характеристиками;
- Неплохими антикоррозийными свойствами.
При производстве запорных вентилей используют следующие разновидности сплава чугуна:
- Серый чугун — является самым хрупких видом материала;
- Ковкий — обладает большей вязкостью и прочностью при значительно меньшей хрупкости;
- Высокопрочный (с включением в состав сплава шаровидного графита) — является наиболее прочным сплавом, применяется для изготовления более ответственных устройств.
Стальные устройства
Сталь для изготовления корпусных деталей широко применяется благодаря её пластичности, высоким литейным свойствам и простоте механической обработке. По сравнению со сплавом чугуна сталь достаточно прочный материал, несмотря на меньшие показатели по твёрдости. Стоит вентиль стальной муфтовый также недорого.
При добавлении в состав специальных легирующих элементов (кобальта, марганца, хрома, ванадия и других) получают материал для изготовления арматуры, более устойчивой к разрушению, с повышенными прочностными характеристиками, стойкую к воздействию высоких температур.
Разновидностями легированных сталей является нержавейка и жаростойкая сталь. Первый вид материала используется для производства устройств, стойких ко всем видам коррозии, второй — для изготовления арматуры, работающей в системах с высокой температурой среды.
Назначение и применение запорных муфтовых вентилей
Запорные муфтовые вентили предназначаются для сетей водоснабжения объектов горячей и холодной водой, для систем отопления и канализации, трубопроводов нефтегазовой отрасли, подачи инертного газа и сжатого воздуха к оборудованию.
Плюсы и минусы
Запорные муфтовые вентили характеризуются:
- Способностью работы в системах с большим рабочим давлением;
- Высокой устойчивостью к перепадам рабочего давления;
- Простотой обслуживания и ремонта;
- Большой длительностью срока эксплуатации;
- Небольшим рабочим ходом;
- Сравнительно небольшой массой и габаритами;
- Возможностью установки в любом положении;
- Возможностью монтажа в любом месте трубопроводной линии.
Монтаж
Установка запорного муфтового вентиля проводится следующим образом:
- Выбирают место, желательно доступное со всех сторон;
- Перекрывают подачу воды в трубопроводе. Если врезку проводят в трубу водопровода, то остановить работу сети можно с помощью задвижки на стояке здания. Для монтажа устройства в отопительную систему, временное прекращение теплоснабжение и слив воды должен быть согласован с управляющей компанией;
- Вырезают в намеченном месте участок трубы, равный по размерам длине вентиля;
- Нарезают на концах труб резьбу, диаметром и шагом совпадающую с аналогичными параметрами патрубков вентиля;
- Удаляют остатки стружки;
- Уплотняют подготовленные участки резьбы льняной нитью, фум лентой или анаэробным герметиком;
- Накручивают вентиль на резьбу. При монтаже учитывают направление, указанное на корпусе устройства;
- Проверяют работоспособность арматуры и герметичность соединений.
Широкий ассортимент запорной арматуры позволяет подобрать устройства для каждого типа трубопровода. Но, прежде, чем сделать выбор в пользу той или иной модели, следует принять во внимание технические параметры магистрали, на которую планируется установка прибора. Несоответствие материала, размера и характеристик запорных вентилей и условий работы сети может негативно сказаться на функционировании устройства и даже привести к его поломке сразу после установки.
Частые неисправности и особенности ремонта
Наиболее распространенной причиной потери вентилями герметичности является износ либо деформация уплотнительных элементов из-за превышения максимально допустимой рабочей температуры. Ремонт конструкции осуществляется посредством замены поврежденных узлов арматуры, при серьезных поломках – трещинах на корпусе либо деформации седла, вентиль меняется целиком.
Первоначально необходимо отсечь подачу воды на поврежденный участок трубопровода, перекрыв смежную запорную арматуру. Демонтаж конструкции фланцевого типа осуществляется последовательной разборкой резьбовых пар – с каждого болта необходимо по очереди скручивать гайки на 3-4 оборота. Разъединять фиксирующие элементы можно по завершению раскручивания всех гаек. Данный процесс может быть достаточно затруднительным, поскольку фланцы нередко прикипают друг к другу, что часто встречается на высокотемпературных трубопроводах.
Далее выполняется разборка вентиля, визуальный осмотр конструктивных узлов и выявление подлежащих замене комплектующих. Отметим, что вентили выполненные в “взрывобезоспасной” конфигурации, в которых шток утоплен внутрь корпуса, не подлежат ремонту, поскольку разобрать такую конструкцию нельзя.
Частые неисправности и особенности ремонта
Наиболее распространенной причиной потери вентилями герметичности является износ либо деформация уплотнительных элементов из-за превышения максимально допустимой рабочей температуры. Ремонт конструкции осуществляется посредством замены поврежденных узлов арматуры, при серьезных поломках – трещинах на корпусе либо деформации седла, вентиль меняется целиком.
Первоначально необходимо отсечь подачу воды на поврежденный участок трубопровода, перекрыв смежную запорную арматуру. Демонтаж конструкции фланцевого типа осуществляется последовательной разборкой резьбовых пар – с каждого болта необходимо по очереди скручивать гайки на 3-4 оборота. Разъединять фиксирующие элементы можно по завершению раскручивания всех гаек. Данный процесс может быть достаточно затруднительным, поскольку фланцы нередко прикипают друг к другу, что часто встречается на высокотемпературных трубопроводах.
Далее выполняется разборка вентиля, визуальный осмотр конструктивных узлов и выявление подлежащих замене комплектующих. Отметим, что вентили выполненные в “взрывобезоспасной” конфигурации, в которых шток утоплен внутрь корпуса, не подлежат ремонту, поскольку разобрать такую конструкцию нельзя.
Видео
В сюжете - Запорная и регулирующая арматура
В сюжете - Принцип работы вентиля (клапана запорного)
В продолжение темы посмотрите также наш обзор Игольчатый вентиль — типы, особенности и параметры
Полезная инфа.
ОтветитьУдалитьСпасибо.
ОтветитьУдалить